napilnik22 (napilnik22) wrote,
napilnik22
napilnik22

ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

К «постановке» скандала в Молодежном театре Алтая.

Увы, самым заметным событием театральной жизни Алтая в минувшем году стал скандал, разгоревшийся в самом конце прошлого года в Молодежном театре Алтая (МТА). С завидным постоянством конфликты между «творцами» и чиновниками возникают именно в новогодние праздники, когда в барнаульские театры ходят в основном дети, так или иначе в результате этих дрязг становящиеся заложниками «взрослых игр».

В прошлые годы в эпицентре конфронтации оказывались жаждущие самовыражения и признания режиссеры, как местные, так и заезжие. Жаловались в Сети (а как иначе!) на диктат бюрократов от культуры, попытки цензуры и все такое. Чиновники вяло оправдывались, ссылаясь на публику, которой не по душе смелые творческие эксперименты в виде демонстрации шестилетним детишкам на детских новогодних спектаклях трупов повешенных. Пассионарные режиссеры ссылались на свободу творчества, которая, помимо всего прочего, предполагает, с их точки зрения, и разного рода творческие эксперименты. Оно и понятно: где их еще проводить, как не на детских утренниках в провинциальных театрах?..

Творцы многозначительно хмурили брови, рассуждая в Сети о некультурном провинциальном «совке» и быстро сваливая из Барнаула после получения гонорара за скандальные постановки и своих интернет-разоблачений обскурантизма местных бюрократов. Чиновники разводили руками, увещевали пассионарных «творцов» и оправдывались перед «прогрессивной общественностью». Дети впадали на новогодних утренниках в обмороки и истерики от вида подвешенных на сцене в порядке режиссерских новаций синих трупов. Их родители теряли от увиденного в театре дар речи и писали жалобы в прокуратуру. В общем, творческий процесс шел полным ходом, набирая обороты в канун Нового года, когда к незатейливому творчеству «мастеров сцены» добавлялся куда более живой и ими освоенный жанр «скандала»…

Впрочем, нынче повесткой уже ставшего традицией предновогоднего театрального протеста стали вполне меркантильные проблемы, весьма далекие от творчества. На этот раз страсти разгорелись вокруг кресла директора театра, которое до недавнего времени занимала Татьяна Федоровна Козицина. А режиссером-постановщиком «спектакля» выступил режиссер театра Дмитрий Егоров.

Дело в том, что нынешний директор по договоренности с патронирующим театр Управлением культуры края должна была покинуть в конце года свою должность. Возраст – 64 года… Джентльменское соглашение об этом было достигнуто, как выяснилось, еще год назад.

Но в последний момент руководители театра «передумали», а напоминание чиновников о соглашении интерпретировали как попытки давления на коллектив театра и попрания памяти Валерия Золотухина, бывшего худрука театра, имя которого теперь и носит МТА. Весть об очередном «чиновничьем беспределе» посредством Интернета стала достоянием театральной и культурной общественности России, которая всегда считала антиэтатистскую фронду делом чести и совести.

Банальная кадровая склока была подана прямо-таки экзистенциально, в виде масштабного столкновения «добра и зла». Площадкой Армагеддона стала сцена алтайского театра, ненадолго явившейся чуть ли не эпицентром решающей битвы двух начал. На стороне «добра», ясен хрен, творцы и креаторы в виде наивных, невинных и непорочных деятелей культуры - актеров, режиссера и их директора. «Зло», как и водится, представлено государством в образе злобных и коррумпированных чиновников, душителей свободы творчества и вольностей в храме культуры. Именно последние и горят желанием погасить тот костер творчества, который был разожжен и долгие годы поддерживался исключительно усилиями Т.Ф.Козициной. Разумеется, вопреки проискам злокозненной власти, только и дожидающейся случая, как бы испоганить память В.С.Золотухина… Такова диспозиция конфликта на основе публикаций в Интернете.

Пафос обращений «протестантов» - запределен и дурновкусен в своей патетике и душещипательности. Упреки и инвективы в адрес чиновников в попрании памяти Валерия Золотухина посредством отправки на пенсию Т.Ф.Козициной – категоричны и безусловны.

Между тем, не стал бы переоценивать всемирно-историческое значение директора Козициной в деле строительства МТА и его дальнейшем развитии. При всем к ней уважении, под нее бы никто сотни миллионов на фактически строительство нового театр не дал. Тут две ключевые фигуры - Золотухин и Карлин. Вот без них бы ничего точно не было. А без Козициной, объективности ради, театр все равно построили бы. Как реконструировали драмтеатр или филармонию, строят сегодня художественный музей. Что там, в этих учреждениях тоже какие-то нечеловеческой силы энтузиасты работают руководителями? Да нет, обычные и скромные хозяйственники. А здания, в том числе и театров, построили и строят сегодня. В Рубцовске, например.

Между прочим, убежден, что известность Козициной и ее, судя по всему, какие-то претензии на особый статус чуть ли не патриарха алтайского театра, полностью обусловлены и освящены харизмой Золотухина, взявшегося патронировать молодежный театр. Причем неприятно, что обычный уход на пенсию, заранее согласованный с директором, подается как оскорбление чиновниками памяти Золотухина. Уж сколько краевые власти помогали театру, сколько сделали для него, сколько делают сегодня - такое большинству нынешних «протестантов» и не снилось!.. Уже тот факт, что на объект краевой собственности, каковым и является МТА, были выделены серьезные федеральные средства (а это противоречит бюджетной практике и даже, насколько я знаю, законодательству) – факт беспрецедентный! А бороться за то, чтобы эти деньги пришли в край, пришлось именно губернатору края Карлину, в адрес которого сегодня звучат обидные и несправедливые упреки. Вот все это лучшее подтверждение реального, практического отношения к В.С.Золотухину, к его наследию, которое куда более значимо, нежели пафосное пустословие некоторых спекулянтов на памяти выдающегося земляка, пытающихся приватизировать его имя.

Между тем, как и следовало ожидать, скандалу силами краевой театральной общественности все-таки придали масштаб всероссийской "культурной трагедии". Вчера звонили из Новосибирска и расспрашивали. Мол, что там у вас происходит в ТЮЗе? Как ты оцениваешь конфликт? Кто прав, кто виноват? Что ж, попытаюсь дать свои оценки, с оговоркой: на объективность не претендую. И тем не менее…

Есть несколько версий того, что же все-таки и почему произошло.

Версия первая. КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИМИДЖА. Маловероятная, но о ней я слышал краем уха. Руководство театра инсценировали нынешний скандал с целью привлечения внимания и повышения интереса к МТА, которые естественно снизились после смерти Золотухина. Оно понятно: здоровая "скандальность" всегда полезна театру. Причем и краевые власти это понимают. Помните, как чиновники приглашали скандально известного Виктюка ставить спектакль про "мальчиков" к юбилею Победы? Правда, нынче не та ситуация, поскольку все по-настоящему, а обвинения в адрес власти и губернатора слишком серьезны, чтобы интерпретировать их в качестве пиар-акции. Да и подобная «протестная» активность вряд ли поможет популяризация театра. Скорее повысит известность режиссера и организатора акции «протеста» Д.Егорова, да и то скорее за пределами края.

Версия вторая. Сугубо ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Скандал инсценирован по заказу неких, пока не презентируемых политических сил. Во всяком случае, если искать qui prodest, то в бенефициарах окажутся - оппозиция и все тот же режиссер Д. Егоров (Козицина ни при каком раскладе благоприобретателем не станет). Ну это тоже маловероятно, я бы даже сказал, вовсе фантастично. Наши оппозиционеры в театр не ходят. В лучшем случае - в кино или в цирк. Да и там не смеются по понятным причинам... Если бы не выборы губернатора и не Год культуры в 2014 году, я бы про эту версию и упоминать не стал. Впрочем, вполне логично после провала создания «очага напряженности» в сфере экологии перенести активность в другую социально-значимую область – культуры.

Версия третья - МЕРКАНТИЛЬНАЯ. Почему почти все театральные скандалы с обвинениями в адрес чиновников происходят накануне Нового года с его утренниками и "елками" для детей? Тут, я думаю, проблема - в области финансовой. Вот убежден в универсальности одного из законов Мерфи: "Всё, о чем вокруг говорится, это всё на самом деле о деньгах". Но для того, чтобы судить об этом, надо знать театральную кухню. Я ее не знаю. Понятно, однако, что детские спектакли в барнаульских театрах, куда свозят во время каникул детей со всего Алтайского края, - это в известном смысле важная социально-политическая акция краевой власти, ее ответственное и традиционно-знаковое социальное обязательство. Ну, как организация летнего отдыха детей, к примеру. А значит, очень удобное время для угроз и запугивания власти. Если хотите, шантажа.

Версия четвертая. ГЕРОИКО-ПАТЕТИЧЕСКАЯ. Якобы Козицина пострадала за свои убеждения и принципы, поскольку не подписывала какие-то бумаги, связанные с реконструкцией театра. Вполне допускаю, что построили МТА с какими-то недоделками, что часть денег разворовали. Но чтобы утверждать это категорически (а это серьезное обвинение!), надо иметь документы на руках. У меня их нет. Судя по всему, никто из нынешних инициаторов протеста их не видел. Если этим занимаются правоохранители, флаг им в руки и дождемся результатов. Однако вопрос: почему этот довод всплыл в публичном пространстве (в кулуарах я о нем слышал и раньше) только сегодня, спустя несколько лет после ввода театра в строй, и именно сейчас, когда обострилась коллизия с увольнением Козициной?

Если резюмировать. Не вижу никакого повода для раздувания скандала и эскалации конфронтации труппы театра с чиновниками. Кроме одного: личных амбиций режиссера и его круга, которые свои перспективы с краем не связывают.

А это пятая версия – ЛИЧНЫЕ АМБИЦИИ. Для капитализации своего имиджа, шантажа краевой власти, инкорпорирования в круг оппозиционно-околополитической столичной творческой тусовки и нужен был скандал, который Егоров грамотно срежиссировал, опираясь на опыт своих предшественников. Того же Золотаря. Вот и получается, что вместо творчества занялись в театре дешевым политиканством в расчете на поддержку фрондирующих коллег в Москве и нагнетание страстей в либеральной среде.

Еще раз оговорюсь. Это мое личное, сугубо субъективное и, вполне допускаю, в чем-то (хотелось бы верить – во многом!) ошибочное мнение. Не пытаюсь выступить апологетом власти, уверен, что в этой ситуации именно она должна проявить мудрость, ответственность и снисходительность. Даже если ее оппоненты таковые качества не демонстрируют. И если они есть, то признать свои ошибки. Но подытоживая свои оценки искренности оппонентов власти и не боясь быть обвиненным в цинизме и мизантропии, повторю слова К.С.Станиславского: «Не верю!»… Считаю, что во всей этой коллизии доминируют частные интересы и личные амбиции, весьма пристрастные и ангажированные суждения и мнения, нежели беспокойство об общем благе, интересах общества, отстаивание правды и справедливости.

Tags: Алтайский край, Валерий Золотухин, власть, культура, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments